В 2022 году авиационное конструкторское бюро «Туполев» отмечает 100-летний юбилей со дня основания.
Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972) был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком Академии наук СССР, Героем Труда, трижды Героем Социалистического Труда. Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных перелётов.
Андрей Туполев родился 29 октября 1888 года в селе Пустомазово в семье провинциального нотариуса. Проявлял большой интерес к точным наукам и технике, обучаясь в Тверской гимназии. В училище серьезно увлекся аэродинамикой. С 1909 года – член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году успешная учёба прервалась из-за ареста и высылки из Москвы на родину. Только накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
Профессиональная деятельность А. Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А. Туполев был начальником авиационного отдела.
В 1922 году, выдающимся авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым, было основано нынешнее ПАО «Туполев».
В 1925 году А. Туполев создал один из лучших самолётов своего времени - двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ 1. Также в 1932 году А.Туполев руководил созданием АНТ 25.
В 1937 года А. Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А. Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. В мае 1940 года А. Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока А. Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. А. Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.
К началу Великой Отечественной войны боевые самолёты, разработанные А. Туполевым, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР. Боевые самолеты воевали все 4 года войны: СБ и ТБ 3 приняли на себя первый удар, а Ту 2 в апреле 1945-го бомбили Берлин.
В январе 1941 г. совершил первый полёт пикирующий бомбардировщик Ту 2, который по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Всего за время войны выпущено 1216 таких самолётов.
А. Н. Туполев за создание Ту-2 в 1943 году получил Сталинскую премию, в 1944 году орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание генерал-майора и в 1945 году звание Героя Социалистического Труда.
Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ 25, Ту 104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).
На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ 25 через Северный полюс в США.
Сегодня имя Туполева носит Московский Авиационный научно-технический комплекс, Казанский авиационный институт и один из островов Карского моря.
0:15
Оставить сообщение: