подносов. Только в первой половине XIX века это ремесло пришло с Урала в Московскую губернию. Ею стали заниматься в сёлах Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, но самым известным стал промысел в Жостово. В 1825 году откупившиеся от крепостной зависимости братья Вешняковы создали здесь первую мастерскую.
В жостовской росписи используют обычно черный фон (иногда синий, зеленый, серебристый) и многослойное письмо. Выкованные подносы сначала грунтуют и шлифуют, чтобы поверхность была идеально гладкой, а затем расписывают масляными красками и лакируют. Основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, что было характерно для русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках. Помимо цветочных орнаментов художники рисуют пейзажи, бытовые сценки и народные гуляния. Самый распространенный вид росписи, ставший визитной карточкой Жостова, это большой букет, обрамленный по краям подноса золотым орнаментом.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. Самые первые подносы изготовлялись из папье-маше, затем с 1830-х гг. подносы в Жостове стали делать из металла.
Ведущими художниками жостовского промысла были В.И. Летков, А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин. Примечательно, что двух идентичных подносов не бывает – художник пишет не по эскизам и не с натуры, а использует свою фантазию, поэтому в росписи одинаковых сюжетов нет. Каждый поднос несет людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
1:52