Вологодской губернии еще в начале XVIII века. Шемогодская резьба до сих пор остается самым известным берестяным промыслом России.
Береста – верхний слой коры березы. Ее использовали на Руси издревле. Например, как материал для письма – берестяные грамоты, а также в строительстве, ведь это стойкий к сырости прокладочный материал. Орнаменты шемогодских резчиков, названные "берестяным кружевом", использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Сегодня большим спросом пользуются и женские украшения из бересты – заколки, гребни, шпильки, расчески и т.д.
Техника резьбы по бересте требует аккуратности и навыка. На бересту, мягкую и податливую от природы, тупым шилом наносился рисунок, затем он вырезался острым ножом. Чтобы получить резкие контуры, мастера держали нож под прямым углом, а чтобы рисунок приобрел мягкие очертания, его слегка наклоняли – тогда оголялся срез и толщина материала. Чтобы рисунок лучше читался, фон иногда затемняли, а резьбу сочетали с тиснением. Прорезная береста полосами клеилась на поверхность деревянных изделий с специальным углублением – блюда, рамки, коробки. Изделия, такие как туеса, выполнялись из двух слоев бересты.
Наиболее распространенный мотив шемогодской резьбы: стелющийся стебель с удлиненными листьями. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – "пряников", овалов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки. Выделялись произведения с сюжетными композициями: от галантных сцен из дворянского быта, чаепитий и гуляний по сказочным садам начала XIX в. до отражения бытовых крестьянских занятий. Некоторые особо талантливые резчики занимались и жанровым, силуэтным рисунком, украшая шкатулки изображением сценок охоты, масленицы, вводя в них фигуры людей, птиц, оленей, лошадей.
Самым известным мастером шемогодской резьбы считается Иван Вепрев. В 1882 году на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия полностью выкупил императорский двор. Вепревская берестяная вязь, сложенная из энергично закрученных в спирали пружинистых побегов, создавала впечатление потока узорочья. Стоили его поделки от 5 до 13 рублей за штуку. Для сравнения: заработок крестьянина тогда составлял 16 рублей за шесть зимних месяцев. Шемогодские резные берестяные изделия активно закупались многими странами. Ситуация не изменилась и после революции – в 1928 году Госторг реализовал в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом.
В музейных собраниях России сегодня хранится значительное количество изделий шемогодских резчиков. Все они отличаются, прежде всего, безукоризненным качеством исполнения, тонкостью рисунка и порой виртуозно построенной композицией.
2:11